Главная
Версия для печати
Обратная связь

Карта сайта

РУС 

Оцениваем итоги 2005 г. Ответы Мельникова С.Р., президента компании «Геокосмос»

05.02.2006

В рамках опроса проводимым ГИС-Ассоциацией среди руководителей ведущих геоинформационных фирм России президент компании «Геокосмос». Мельников С. Р. дал оценку состояния рынка геоинформатики в 2005 году.

1. Оцените влияние политики ведомств (Минэкономразвития России, Минрегионразвития России, Росстроя, Роснедвижимости, Роскартографии и др.) на ситуацию на рынке геоинформатики России в 2005 г. Изменилась ли степень зависимости ситуации на рынке от политики ведомств в последние годы?

Я считаю 2005 год в области влияния большинства из вышеперечисленных ведомств на рынок переломным. Влияние и активность ведомств были весьма серьёзны и в целом, продолжают возрастать, хотя основные результаты будут заметны в 2006г. По моему мнению, ситуация на рынке очень благоприятная, но не все субъекты рынка довольны развитием ситуации, некоторые не очень понимают что происходит. Не все субъекты рынка готовы к взаимодействию с ведомствами. Я бы к вышеперечисленному списку добавил бы ещё МПР, в первую очередь федеральное агентство лесного хозяйства. Его влияние на рынок геоинформатики постоянно увеличивается. В 2006г взаимодействие и взаимопонимание частных и государственных структур будет развиваться и совершенствоваться. Это очень важный для рынка процесс. «Геокосмос» активно участвовал в этом процессе в 2005г, продолжит и в следующем. Увеличение влияния ведомств не означает ослабление влияния корпораций. Оно традиционно сильно. Активность ведомств и государства вообще, стимулирует развитие новых сегментов рынка, «старые» же корпоративные сегменты себя прекрасно чувствуют и продолжают развиваться тоже. Особо хотел бы обратить внимание на значительное увеличение активности региональных властей в геоинформационном сегменте в 2005г. Это важный позитивный знак, и в 2006 г. регионы будут катализаторами возникновения новых и развития существующих сегментов геоинформационного рынка и источником средств для развития «нецентральных» геоинформационных компаний. «Большой» бизнес делал первые шаги в 2005 г. в геоинформатике и также начнёт активно влиять на рынок в 2006г. «Большой» бизнес идёт в геоинформатику через интерес к недвижимости, земле, лесу, сельскому хозяйству и вообще имуществу. Всё вышесказанное также означает, что инвестиционный климат в отрасли благоприятный, и он принесёт свои плоды. Как я и прогнозировал в прошлом году, началась приватизация землеустроительных предприятий, что, несомненно, позитивный признак. В 2006г приватизация продолжится, и к землеустроительным предприятиям присоединятся предприятия геодезии и картографии. В частном секторе также пройдут первые заметные слияния, поглощения и продажи.

2. Наиболее значимое событие года на рынке геоинформатики мира и России?

Наиболее значимые, на мой взгляд, события в мире это запуск проектов Google Earth и Microsoft Visual Earth, которые показали значимость геоинформатики уже и на почти «бытовом» уровне. Трагические события, вызванные цунами в юго-восточной Азии, как это не прискорбно, тоже выступили катализатором целого сегмента геоинформатики – прогноза и предупреждения природных катастроф на базе трёхмерного моделирования местности. И не только этого сегмента. Традиционно считаю, что всё, что происходит с системой Галилео и ГЛОНАСС всегда имеет мировое значение. Последствия продажи известной компании «Лейка» ещё не до конца осознаны субъектами рынка. Однозначно они ослабят позиции компании.

Национальные «трёхмерные» проекты в развитых странах перешли свой «рубикон» в 2005г. Некоторые из них выполнила наша компания (см. подробно ниже). В России считаю важным событием первые проекты по поставке картографо-геодезических данных. Также, по моему мнению, важны и имеют общероссийское и общеевропейское значение первые серьёзные победы нашей компании в тендерах в Западной и Восточной Европе, в Прибалтике. Продолжается победное шествие «цифры». Можно с уверенностью сказать, что и в России состоялись «похороны» аналоговых средств сбора данных. Это произошло на V Международной конференции «Лазерное сканирование и цифровая аэросъёмка». В 2005г Россия окончательно заняла позиции «великой лазернолокационной державы», занимая 3-е место в мире по количеству лазерных сканеров, пропустив вперёд только США и Японию. С цифровыми камерами высокого разрешения ситуация противоположная, но я думаю, мы со временем быстро нагоним лидеров.

Разработка и внедрение новых форматов и видов предоставления информации о местности и инженерных объектах и технологий их применения (трёхмерные изображения, пиктометрия и т.п.) имеют большое значение для всей индустрии. Первые проекты Геокосмоса с использованием этих технологий планируются в 2006г.

3. Оцените годовую динамику развития того сектора рынка геоинформатики, в котором себя позиционирует ваша компания? В какой степени оправдались прогнозы на развитие рынка в 2005 г.?

Наши исследования показали, что объём нашего сегмента рынка почти удвоился. Это почти в полтора раза превысило наши ожидания. Несмотря на значительное увеличение активности более «молодых» игроков в нашем секторе геоинформатики, нам удалось не только сохранить, но и увеличить нашу долю по объёмам до 33,7%, что является важным психологическим рубежом (более трети рынка), а по доходам перейти за психологическую границу в 25% и достичь 26,1%. Это стало возможным благодаря общему значительному росту сектора рынка, высокой стоимости «входного билета» в него и фактическому удвоению производственных мощностей компании «Геокосмос». В 2006г ставим себе цель - сохранение доли с небольшим увеличением, на общем фоне увеличения объёма сегмента. Вторая важная цель - занятие лидирующего положения в новом для России и нашей компании подсегменте услуг цифровой аэрофотосъёмки высокого разрешения. В комбинации этого вида услуг с лазерным сканированием мы постараемся как можно дольше удерживать монопольное положение. По нашим прогнозам, в 2006г это возможно.

За рубежом эффективные оценки можно дать только по Европе. В Азии, Ближнем Востоке и Африке оценки пока предварительные. Общая доля «Геокосмоса» в Европе значительно выросла по объёмам (в первую очередь за счёт съёмки федеральной земли Германии Шлезвиг-Гольштейн) и составила 16,2%, но по доходам по той же причине только-только «перевалила» за 10% и составила 12,1%. В некоторых западноевропейских странах наши позиции намного сильней. Например, во Франции доля «Геокосмоса» на рынке лазерного сканирования составляет более 80%. На Ближнем Востоке и Африке, наши позиции лидирующие (50-70%), но эти сегменты мирового рынка ещё находятся на стадии формирования, и их эффективные оценки мы начнём готовить в 2007 г. В Азии и Америке наша доля пока незначительна, не считая монополизма в лазерном сканировании и цифровой аэросъёмке Казахстана.

Доля зарубежных доходов в общих доходах «Геокосмоса» составляет 15,8% и мы планируем её удерживать в будущем на уровне 20%.

4. Какие технические и технологические тенденции будут определять ситуацию на рынке геоинформатики России в 2006 г.?

Цифра, цифра и цифра...и трёхмерные съёмки (в воздухе и на земле) в реальном времени. Или почти реальном…

5. Какие проблемы, сдерживающие развитие рынка геоинформатики России, удалось решить в 2005 г.? На что следует обратить особое внимание в 2006 г.?

Как это не странно, удалось решить проблему денег и работы. Все более или менее приличные (а иногда и ещё оставшиеся единичные «неприличные») компании нашего сегмента в 2005 (и это продолжается в 2006) имеют достаточно рентабельных заказов, и в 2006г однозначно начнут формировать заметные объёмы свободных средств. Вот тут и интересно будет посмотреть, что они с ними будут делать?!

«Геокосмос», как и ранее вкладывает всё заработанное в новейшее оборудование и технологии и на сегодня является одной из крупнейших инновационных компаний Европы. Также мы планируем финансировать (иногда вместе с нашими партнёрами) «съёмочные» инвестиционные проекты.

Несомненно, необходимо обратить внимание в 2006 г. на защиту интересов отечественного производителя услуг и данных в связи с потенциальной возможностью появления зарубежных компаний. Конечно, была бы полезна помощь от государственных ведомств в продвижение российского геоинформационного бизнеса за рубежом.

6. Какие направления развития были приоритетными для вашей компании в 2005 г. Достижение года для вашей компании. Оцените в % рост доходов компании по сравнению с 2004 г.

Создание новой, гибкой структуры компании. Завершение создания и активная работа зарубежной структуры. Завершение создания многоуровенной системы контроля качества продукции. Официальное признание «Геокосмоса» после аудита 2005г, лучшей российской компанией в части соответствия стандарту качества ISO 9001.

Победа «Геокосмоса» в тендере «Газпрома» на проведение цифровой съёмки и лазерного сканирование в рамках крупнейшего проекта «Мега-Ямал» - несомненно, наше любимое достижение 2005 г.! Мы и далее будем предлагать «Газпрому» самые современные и высокотехнологичные технологические и производственные решения, для сохранения позиции основного поставщика цифровых картографо-геодезических данных «Газпрома».

Оперативное производство трёхмерных моделей местности на обширных территориях и в сложных условиях – наш основной экспортный продукт. Особо из работ 2005г в этом направлении я бы выделил лазерное сканирование территории федеральной земли Шлезвиг-Гольштейн в Германии (площадь почти 16 000кв.км) и лазерное сканирования Израиля (площадь около 28 000 кв.км). Не такой большой по объёму, но интересный с технологической точки зрения проект – лазерное сканирование совместно с цифровой аэрофотосъёмкой с целью создания трёхмерной модели крупного французского города Нанта, тоже выполненное компанией «Геокосмос».

Во Франции удерживаем почти весь рынок лазерного сканирования. Активно наступаем в Испании и Германии. Победили в нескольких европейских тендерах.
Важный исторический факт – в 2005г впервые выполнили два проекта в западном полушарии Земли. Открыли СП в Казахстане. Открыли СП в Японии! Причем это был единственный случай в нашей практике, когда партнеры сами нашли нас и выступили инициаторами совместной деятельности в Японии.

Доходы компании в 2005г по сравнению с 2004г выросли на 59.7%

7. Товар (ПО, оборудование, данные, услуга) года вашей компании.

Трехмерное лазерное сканирование - наземное и воздушное. Текстурированные модели местности и инженерных объектов. Поставка данных лазерного сканирования и цифровой аэросъёмки (не продажа услуг по съёмке, а продажа данных съёмки в которые инвестировали заранее!) Большая разница, хотя с первого взгляда кажется, что нет!).

8. Оценка деятельности ГИС-Ассоциации, предложения и пожелания.

В обеспечении геоинформационного сообщества новостями ГИС-Ассоциация достигла очень больших успехов и несомненно эта деятельность заслуживает самой высокой оценки. Веб-сайт в новостной части самый популярный и авторитетный ресурс геоинформационного рунета. Молодцы! В работе с ведомствами есть некоторые странности и крены. Мы всё ещё ожидаем от ассоциации серьёзных обзоров рынка на базе анкетирования потребителей, а не членов ГИС-Ассоциации. Конференции ассоциации нуждаются в серьёзном повышении уровня.

За дополнительной информацией обращайтесь в пресс-службу компании «Геокосмос»:
Тел.: +7 (495) 953-00-74, +7 495 959 40 80
Факс: +7 495 959 40 93
E-mail: marketing@geokosmos.ru


Возврат к списку