Мне сверху видно все / Материал газеты «Ведомости» о группе компаний «Геокосмос»

03.03.2008

В отличие от многих технарей геодезист Сергей Мельников не захотел в 90-х уходить в торговлю. Сегодня его компания «Геокосмос» — лидер рынка геоинформации и единственное российское геодезическое предприятие, работающее за рубежом.

Первый крупный контракт на $14 млн Сергей Мельников заключил в 2000 г. с «Газпромом». «Нужно было отснять и составить карты земельных участков компании на гигантской территории и провести инвентаризацию имущества», — вспоминает он. К тому времени его компания «Геокосмос» уже семь лет работала в сфере геоинформационных услуг. Но сотрудничество с «Газпромом» дало толчок стремительному развитию бизнеса. Годовой оборот впервые превысил $1 млн. Компания приобрела суперсовременные приборы: наземный и воздушный лазерные сканеры для топографических съемок. «Мы сделали ставку на инновации, и это помогло нам завоевать рынок», — говорит Мельников. Сегодня доля компании на рынке геоинформатики в сегменте сбора и обработки геопространственной информации — 42%, а оборот группы компаний «Геокосмос» в 2007 г. достиг $45 млн.

Первые координаты

Мельников решил создать бизнес в 1993 г. Тогда он был завлабораторией на кафедре высшей геодезии Московского института инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии. «Первые заказы выполнял в институтской лаборатории, студенты помогали, — рассказывает он. — Я хотел, чтобы компания вызывала доверие, и придумал название, похожее на государственное: «Росгеокосмос». Позже приставка «рос» отпала.

Первые крупномасштабные геодезические съемки «Геокосмос» провел в 1996 г. И все же это еще не был настоящий бизнес, считает Мельников. Компания ютилась в маленьком офисе. Приборы Мельников приобрел по бартеру у западных компаний, которые выходили на российский рынок. В обмен на бывшее в употреблении оборудование он предлагал перевод на русский язык программного обеспечения приборов и другие мелкие услуги. «Несмотря на регулярные заказы, до 1998 г. мы постоянно жили в долг», — вспоминает предприниматель.

Изучая подступы к рынку, Мельников обнаружил, что в Михайловском ГОКе существует проблема: вследствие особенностей местности поезда там регулярно сходили с рельсов. Компания предложила ГОКу свои услуги (сумму контракта не раскрывают). Проблема была решена. «С этого момента мы перешли к настоящему бизнесу. Стали специализироваться на работе с крупными промышленными предприятиями», — поясняет Мельников.

Россию поделили

Рынок геоинформатики начал расти после того, как произошли изменения в водном и лесном законодательстве, а также в Градостроительном кодексе, утверждает Евгений Капралов, вице-президент «ГИС-ассоциации». Крупные акционерные общества, органы управления стали заказывать геодезические исследования, космическую и аэрофотосъемку. «Большую роль сыграл строительный бум. Компаниям и госструктурам потребовались новые топографические карты», — добавляет Станислав Матвеев, завкафедрой геодезии, геоинформатики и навигации Московского университета путей сообщения.

В этой сфере работает пять компаний. Большое преимущество получает тот, у кого лучше техническое оснащение, утверждает Сергей Черкесов, директор аэросъемочных проектов НИПИ «Инжгео». Его компания располагает двумя лазерными сканерами, в то время как у «Геокосмоса», по словам Мельникова, таких сканеров семь. «Важное конкурентное преимущество — еще и способность выполнить все работы в срок, невзирая на погодные условия», — объясняет Черкесов.

По мнению Матвеева, говорить об острой конкуренции не приходится. Компании поделили территорию России и заказы крупных компаний. «У “Геокосмоса” за счет технологий самая высокая стоимость работ. Поэтому они работают с богатыми организациями», — объясняет Матвеев.

Пять лет назад компания Мельникова вышла за рубеж. «В России из-за климата мы могли работать только по полгода. Дорогое оборудование простаивало», — объясняет бизнесмен. «Геокосмос» — единственная российская геодезическая компания, которая работает за рубежом«, — констатирует Матвеев. Он считает, что «Геокосмос» смог выйти на международный рынок потому, что является дилером западного оборудования в России.

По словам Мельникова, самым крупным зарубежным проектом стала аэросъемка в Дании для создания национальной базы высот из-за подъема уровня Мирового океана. «Сантиметр за сантиметром мы отсняли все 43 000 кв. км датского государства с точностью до 15 см (три спичечных коробка). Потом сравнили наши данные со старыми топографическими картами страны и выяснили, что часть территорий действительно ушла под воду», — рассказывает Мельников.

«Геокосмос» выполнял заказы в Германии, Франции, Испании, Японии, Индии, Китае, Гваделупе. А в начале 2008 г. купил западноевропейскую компанию того же сектора. «Голландская TerraImaging стала нашей европейской базой», — говорит Мельников.

Письмо в Кремль

До 2006 г. госзаказов у компании почти не было. И тогда Мельников решил написать письмо Путину: «На двух страницах изложил преимущества наших технологий и выразил желание сотрудничать с государством. Я не рассчитывал на ответ». Но через некоторое время ему позвонили. В 2007 г. госзаказ составил 10% от общего объема выполненных работ, а в 2008 г., по прогнозам, его доля увеличится еще в два раза. Впереди совсем смелые планы. «Мы разрабатываем принципиально новое направление в геоинформатике — геоэкономическое и геоинвестиционное моделирование, — раскрывает секрет Мельников. — Это получение исчерпывающей информации о территории, ее трудовых ресурсах, инвестиционном потенциале региона». «Геокосмос» уже получил заказ на подобный проект. К 2010 г. их планируется реализовать с десяток и, по мнению Мельникова, они должны увеличить оборот до $100 млн.

«Это похоже на обычное архитектурное моделирование. Оно было одно- и двухмерным. Технологии позволяют “Геокосмосу” создать трехмерное изображение», — объясняет Андрей Черненков, гендиректор ФГУП «Госземкадастрсъемка» (ВИСХАГИ). Но изображение еще надо суметь продать. Со временем ВИСХАГИ тоже начнет использовать трехмерное моделирование, а сейчас рынок еще не готов, заключает он.

Рынок растет

По данным «ГИС-ассоциации», последние два года в России наблюдается устойчивый рост рынка геоинформатики – 15–17% в год. Сегмент данных зондирования составил в 2007 г. $21 млн. Объем аэросъемочных работ, выполненных с помощью цифровых камер и технологий лазерного сканирования, тоже стремительно растет: $1,9 млн в 2005 г., $3,7 млн в 2006 г. и около $4,5 млн в 2007 г.

 

http://www.vedomosti.ru/


Возврат к списку

Все новости


© 2008 Геокосмос